Обрушившаяся на Украину война заставила буквально на ходу реформировать
и реорганизовывать ВСУ. Впервые столкнувшаяся с активными боевыми действиями наша
армия оказалась перед лицом многочисленных проблем, решать многие из которых
она поначалу оказалась откровенно не готова.
В частности, одной из острейших проблем на сегодня является реабилитация
и возвращение к нормальной жизни (а по возможности, и к службе), большого
количества раненых военнослужащих, многие из которых получили на фронте тяжелые
увечья. К сожалению, в обычной реальности все сводится к тому, что получившие
тяжелое ранение или инвалидность на фронте солдаты чаще всего обречены на «почетное»
списывание на пенсию, а после чего – на прозябающее выживание. Поэтому вопрос
об их реабилитации является одним из наиболее актуальных в наше время и требует
решительного государственного и общественного вмешательства.
В связи с этим хотелось бы обратиться к практическому опыту войск СС, военной
элиты из элит, дабы по возможности заимствовать из него все самое лучшее для
ВСУ. Дело в том, что именно в войсках СС была разработана уникальная для своего
времени программа реабилитации военных инвалидов, создающая для них возможности
продолжения несения армейской службы, причем с продвижением по карьерной
лестнице и с получением офицерских погон. Согласитесь, что почет и уважение,
которыми были окружены инвалиды войны, вместе с открытой возможностью для них стать
офицерами, влияли на положительный внутренний моральный климат в данных
вооруженных частях. Об этом я уже писал в одной из своих книг, правда, это было
еще задолго до войны, когда и в мыслях не было, что подобный опыт может быть
столь востребован в Украине. Поэтому сейчас я вижу смысл снова вернуться к
этому материалу, возможно, кому-то он будет полезен и позитивные результаты
достигнутые в одной из лучших армий мира, смогут реализоваться и в украинской
реальности.
Итак, в 1941-1942 годах высокие потери на фронте привели руководство СС
к идее, что тяжело раненым кандидатам в офицеры, несмотря на ранения или даже
инвалидность, следует предоставить возможность доучиться для получения
офицерского звания, чтобы впоследствии использовать их в качестве офицеров в тыловых
службах. Тем самым планировалось высвободить здоровых и дееспособных офицеров,
которых можно будет отправить на фронт.
5 марта 1942 года Главное оперативное управление СС выпустило директиву
о регистрации раненых и искалеченных кандидатов в офицеры из войск СС, которые «по заключению военврача, больше не пригодны
для действительной военной службы». Отныне к их званию добавлялась приставка
z.V. (от – zur Verfügung), буквально означавшая «для особых поручений», так что
они признавались способными для несения общей военной службы в тылу.
![]() |
Завоеватель Белграда Фриц Клингенберг, Несколько раз раненый, он был признан не годным к активной военной службе и возглавил офицерскую школу СС в Бад-Тёльце |
После этого, в июне 1942 года в офицерской школе СС в Бад-Тёльце был
учрежден специальный курсантский курс, на который зачислялись не пригодные для
действительной военной службы кандидаты в офицеры войск СС, получившие
инвалидность в результате ранения или серьезной болезни (интересно, что в
директивах прямо указывалось, что очень желательно была очевидность полученной
юнкером раны). В офицерской школе эти инвалиды должны были приобрести полноценные
военные знания и стать офицерами. Что и говорить, данная идея была достаточно
оригинальна, учитывая, что в немецких сухопутных силах таких военнослужащих,
как правило, увольняли со службы. Таким образом, офицерская школа СС в
Бад-Тёльце стала центром адаптации и реабилитации потерявших дееспособность
инвалидов войны, которые испытывали желание стать офицерами различных вспомогательных
и тыловых частей.
Для инвалидов разработали специальную учебную программу, уполномоченным
за составление которой был назначен легендарный эсэсовский офицер штурмбаннфюрер
СС Фриц Клингенберг. Он сам перенес тяжелое ранение и болезнь, и был признан
негодным к строевой службе, поэтому о проблемах тяжелораненых знал не
понаслышке. В этом деле у Клингенберга была полная свобода рук, и, хотя он
исходил из своих соображений и опыта, но при этом всегда был готов
прислушиваться к разумным советам. Так, для составления учебной программы
Клингенберг привлек известного немецкого спортсмена и спортивного инструктора
Вальтера Триппса, который и предложил ему собирать юнкеров в группы согласно
серьезности их ранений и увечий. Клингенберг ухватился за это предложение, тем
более что подобное группирование кадетов было весьма практичным в плане
организации военного обучения. Задача командиров учебных юнкерских рот
облегчалась, так как суживалось количество специфических трудностей, с которыми
они могли столкнуться при работе с инвалидами. Преподавателям легче было
составлять необходимые пособия и развивать специальные педагогические методы, а
на экзаменах – применять сопоставимые принципы оценивания.
![]() |
Раненые военнослужащие из дивизии СС "Тотенкопф". Даже если характер ранения не позволит им вернуться к активной службе, то они все равно смогут продолжить свою военную карьеру |
Итак, раненые разделялись на группы согласно серьезности ранений и
увечий. Были группы для раненных в ногу или руку, группы для людей с ранами
головы и повреждениями головного мозга, но без симптомов паралича, группы для
таких же раненных, но со спазматическим параличом, группы для ослепших на войне
и группы инвалидов с поврежденными внутренними органами.
Психологический эффект такого подхода для морального состояния
курсантов-инвалидов невозможно переоценить. Ведь, ежедневно находясь с теми,
кто имел такие же, или похожие, увечья, юнкера видели, что они не одни такие,
что их товарищи также мужественно встречают свою недееспособность, и что они
даже способны на действия, которые едва ли могли сделать многие здоровые люди.
Протяженность учебного курса составляла четыре месяца. В обучении
военных-инвалидов исходили из того, что в войсках СС административные офицеры
были обязаны проходить полную военную подготовку, чтобы в случае чего их можно
было бы использовать на фронте. По этой причине негодные к службе юнкера должны
были получить военную подготовку, согласно той степени, как позволяло их
состояние. В принципе, они обучались тем же самым предметам, что и юнкера
действительной службы, за исключением
активного боевого обучения, которое играло большую роль в обычном учебном
расписании.
Приоритет в учебной программе отдавался спорту, можно даже сказать, что
спорт для инвалидов играл доминирующую роль в учебном курсе. Через активные
спортивные занятия юнкерам снова возвращалась уверенность в себе, прежде всего к
тем, кто потерял ее из-за своего увечья. Спорт помогал побороть жалость к себе
и желание подать в отставку. Для всех этих групп были разработаны специальные
виды спорта, и почти все кадеты были в состоянии получить специально
учрежденный Спортивный значок для инвалидов.
![]() |
Ханс Франк пожимает руку тяжелораненому солдату дивизии СС "Лейбштандарт", сидящему в инвалидном кресле |
Основными образовательными дисциплинами являлись предметы гуманитарного
плана, тактика и специализированные военные предметы, в то время как обычная
военная подготовка, по понятным причинам, играла вспомогательную роль. Юнкерам
читались следующие дисциплины: теория образования (элементы педагогики и
психологии), риторика, немецкий язык и литература, теория административной
службы, обеспечение войск, политическое образование с особой ссылкой на
немецкую и европейскую историю, элементы экономической политики и вопросы
юриспруденции. Что касается практической военной подготовки инвалидов,
насколько это было возможно, то она осуществлялась с легким пехотным и
стрелковым оружием. Организовывались учебные стрельбы с выездами на стрельбище.
При обучении тактике проводились специальные полевые конференции.
Успешное прохождение курса зависело от достигнутых результатов, так же
как и у обычных юнкеров. Не было никаких поблажек в экзаменационных оценках,
дабы не культивировать у инвалидов комплекс неполноценности. Юнкера, не
способные к обучению, решительно отчислялись из школы.
![]() |
Раненые солдаты СС общаются с девушками-служащими "Рейхсбанна" |
Курсы для инвалидов стали неотъемлемой частью жизни офицерской школы, а
сами такие курсанты – полноправными участниками всех происходящих в школе
процессов. Стоит особенно упомянуть об общей готовности помочь, посредством чего
участники курса пытались облегчить друг другу жизнь и каждодневную работу.
Отличившиеся офицеры, выпускники курсов, имели шанс продолжить обучение далее,
в специализированной армейской школе, несмотря на свою инвалидность. Как
вспоминал один из участников курсов для инвалидов, Курт Гайсс (дважды
ампутант): «Если бы наше обучение не было основано на благопристойности,
товариществе, лояльности, чувстве долга и самодисциплине, я не знаю, справился
ли бы я со своей судьбой, как и получилось в итоге».
Производство в званиях недееспособных кадетов немного отличалось от
стандартной схемы. После успешной сдачи экзамена в середине курса такие кадеты
получали звание унтершарфюрер СС резерва для поручений, а после выпускного
экзамена – обершарфюрер СС резерва для поручений, с параллельным обозначением
того, что они являются кандидатами в офицеры резерва. С назначением на новую,
соответствующую их возможностям должность, начинался испытательный период, без
каких-либо жестких временных рамок, по итогам которого соискатель получал
офицерское звание унтерштурмфюрер СС резерва для поручений (SS-Untersturmfuhrer
d. Res. zur Verfugung).
В выпускной характеристике юнкера командир роты или курса должен был
указать, в качестве кого и на какой должности этот юнкер может быть использован
после присвоения офицерского звания. Как правило, уже в школе юнкера
ориентировали на его будущую должность или место использования, в этом случае
командир указывал, сможет ли новоиспеченный офицер справиться со своими
потенциальными обязанностями.
Отметим, что выпускники курсов для инвалидов часто работали в пунктах
вербовки добровольцев в войска СС. В СС ничего в этом предосудительного не
видели, но в некоторых случаях это производило обратный эффект, прежде всего
психологический. Так, доброволец Бернгард Хайзиг, вступивший в дивизию СС
«Гитлерюгенд», вспоминал, как на призывном пункте после прохождения
медкомиссии, он столкнулся с офицером СС, у которого не было одной руки. Вид
пустого рукава форменного кителя обрушил на юношу сильнейшее моральное
потрясение.
![]() |
Даже потерявший глаз эсэсовец мог рассчитывать на дальнейшую офицерскую карьеру |
6 июля 1944 года был отдан приказ, согласно которому помимо
недееспособных немецких соискателей офицерского звания, все недееспособные
германские добровольцы, чей характер и морально-волевые качества позволяли
продвигать их по службе до офицерского звания, могли теперь также зачисляться
на курсы для инвалидов. Их отмечали как «ограниченно пригодных для
действительной военной службы» в течение, по крайней мере, шести месяцев. Как и
в случае с немцами требовалось, чтобы рана была очевидной. Эти германские
кандидаты в офицеры должны были быть впервые призваны в 6-й кадетский класс для
недееспособных юнкеров СС, 15 сентября 1944 года – 31 января 1945 года в
Бад-Тёльце. Однако, фактически, германские добровольцы обучались на этих курсах
и ранее, вероятно, в единичных случаях. Так, норвежец Ханс-Петер Хофф был
тяжело ранен в юле 1941 года, когда он служил в составе 3-го батальона полка СС
«Германия». Он был зачислен на курсы для инвалидов, в июне 1944 года Хофф в
звании унтерштурмфюрера СС резерва служил в лыжном егерском батальоне СС
«Норге» (по-видимому, при штабе). Впрочем, от ранения он так и не оправился и в
1952 году умер от его последствий.
Следует особенно подчеркнуть, что развитие в школе спорта для инвалидов
и их успешная реабилитация вызвала широкий интерес со всех сторон: от
медицинских служб Вермахта, до медицинских институтов и кафедр (в частности,
Мюнхенский университет ортопедии) и немецкого Красного креста. Также,
знаменитый немецкий кинооператор Гуцци Лантшнер начал в Бад-Тёльце съемки
специального фильма посвященного спорту для инвалидов, работа над которым также
закончена не была. В конце войны отснятые материалы попали в руки американцев,
в какой-то мере они были использованы ими для развития спорта для инвалидов в армии
США.
После того, как Генрих Гиммлер стал командующим Армией резерва,
предполагалось, что программа для инвалидов, развитая в Бад-Тёльце, будет
распространена на весь Вермахт, в том числе на Люфтваффе и Кригсмарине. На 1945
год в Бад-Тёльце планировалась специальная конференция по этому вопросу,
однако, к сожалению, конец войны помешал этому.
Первый кадетский класс для инвалидов начал работу в январе 1943 года.
Всего за войну их было семь. Достигнутые в офицерской школе СС в Бад-Тёльце
результаты реабилитации инвалидов были для руководства СС сколь неожиданными,
столь и впечатляющими. До весны 1945 года через курс прошли и получили
офицерское звание приблизительно 1000 кадетов-инвалидов. Таким образом, для
действительной военной службы было высвобождено около 1000 здоровых офицеров.
Кроме этого, некоторые из военнослужащих с тяжелыми ранениями, с которыми их бы
комиссовали в любой другой армии, в результате реабилитационной программы
восстанавливались на столько, что изъявляли желание быть направленными на
фронт, и часто это требование удовлетворялось (как в вышеприведенном случае с
Хоффом).
В заключение, нужно сказать, что на наш взгляд организация офицерских
курсов для инвалидов, со всех точек зрения оказалась очень эффективным и
действенным ходом. Во-первых, благодаря этому инвалиды войны, часто с потерями
конечностей, не чувствовали себя выброшенными из жизни, обузой, а могли ощущать
свою полезность стране и обществу. Во-вторых, как войска СС, так и организация
СС, получили важный, в условиях войны, источник человеческих ресурсов, для
заполнения различных вакансий в тыловых и административных службах, чтобы, тем
самым, высвободить физически здоровых офицеров для службы на фронте. В-третьих,
существование подобных курсов благоприятно воздействовало на остальных военнослужащих
войск СС, поскольку они понимали, что в случае тяжелого ранения или увечья, они
не будут выброшены из жизни, а смогут и дальше служить своей стране и идее.
Забота об инвалидах значительно усилила их в психологическом отношении, дала им
смысл жизни и поддерживала желание жить. Также, спортивные занятия для
инвалидов, со всей широтой поставленные в Бад-Тёльце, послужили определенным
толчком для развития параолимпийского спорта (хотя, сейчас об этом очень не
любят упоминать), установили тенденцию, которая продолжается до настоящего
времени.
Поэтому в современных условиях ВСУ следует учитывать позитивный опыт
полученный эсэсовцами в решении столь сложной и, в некотором роде, деликатной проблемы,
как реабилитация военнослужащих-инвалидов.
В тексте есть такое: "группы для ослепших на войне". Каким образом они после юнкерской школы продолжали службу? Или всё же речь идёт о юнкерах только частично потерявших зрение?
ОтветитьУдалитьС частичной потерей зрения само-собой. Ну и полностью слепые допускались к обучению в специальных группах. Правда, в этом случае речь больше шла о программе реабилитации, с последующим "трудоустройством" в какой-нибуль из многочисленных эсэсовских структур.
ОтветитьУдалить