30 января 1933 года. Сегодня ровно 80 лет с того момента, как президент Германии Пауль фон Гинденбург назначил на должность рейхсканцлера Адольфа Гитлера. Окончилась Веймарская республика и наступил период Третьего Рейха. Современные конспирологи любят посудачить о том, что Гитлера создали евреи, американские плутократы или большевики. Однако все это не имеет ничего общего с исторической правдой. На тот момент в охваченной экономическим и политическим кризисом Германии уже не оставалось никаких других фигур, которым реально можно было бы вручить руль управления страной. Шлейхер и фон Папен, поочередно побывав на посту рейхсканцлера, полностью себя дискредитировали, а вполне компетентный Брюннинг вызывал всеобщую ненависть. Оставался только Адольф Гитлер, лидер НСДАП – баварской партии, которая за сравнительно короткое время набрала популярность и силу по всей Германии, и уже несколько лет целеустремленно шедший по конституционному пути к верховной власти.
Лоббирование кандидатуры Гитлера многими авторитетными немецкими деятелями было далеко не случайным. Можно много рассуждать о спонсировании партии промышленными магнатами и их расчетах на то, что будущий фюрер будет лишь марионеткой в их руках. Забывается главное – предлагаемый Гитлером путь вывода страны из кризиса отвечал надеждам и чаяньям многих немцев из самых разных слоев общества – от сытых владельцев роскошных дворцов и поместий, до полуголодных обитателей рабочих трущоб. Никто из немецких политиков не мог предложить альтернативного пути выхода из сложившейся в стране критической ситуации. А то, что кто-то рассчитывал вертеть Гитлером по своему хотению – это уже проблемы их, а не Гитлера.
«Конституция предписывает нам только методы, но не цель» - эти слова будущего рейхсканцлера наглядно продемонстрировали отказ от силовых методов и принятие правил игры демократов. Забавно, но все сводится к тому, что не сверни Гитлер с прежнего пути – пути захвата власти при помощи силы (который уже один раз привел его в тюремную камеру), то он так бы и остался в истории неудачником и мало кому известным политическим маргиналом.
Поразительно, но назначение Гитлера произошло в момент, когда НСДАП находилась в тяжелом положении: финансовые резервы партии были исчерпаны, а силы подорваны годами тяжелейший борьбы. Партия начала терять популярность среди избирателей, а некоторые функционеры теряли уверенность. Все изменилось за одну ночь и факельное шествие штурмовиков под Бранденбургскими воротами символизировало начало новой эры в истории Германии, Европы и Мира. Завершился демократический хаос, парламентская неорганизованность и бесконечная говорильня, наступила тоталитарная стабильность. Хотя и достигнутая жесткими, а подчас и жестокими методами, эта стабильность поддерживалось абсолютным большинством населения Германии, что подтвердили последующие волеизъявления немецкого народа.
Однако все это было чуточку позже. А 30 января 1933 года, тогдашние элиты в Берлине, Вашингтоне, Париже, Лондоне, ни, тем более, в Москве так и не поняли, что же случилось на самом деле, и к каким последствиям это может привести. За одну ночь поменялась Германия, а вместе с ней пришел в движение и остальной Мир.